РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ.
Включение цвета традиционно для русских художественных изделий из металла. Эмаль в сочетании с камнями-самоцветами украшала работы, выполненные мастерами Киевской Руси. В XVI-XVII вв. эмаль оживляла литые перстни и серьги, пуговицы и миниатюрные складни. Декор эмалевой посуды Сольвычегодска был близок гравюре и напоминал цветную графику. В пышных тюльпанах, нераскрывшихся бутонах и листьях растений применялась линейная, штриховая разработка формы.
Финифть, как часто называют живописную эмаль, принадлежит к новым направлениям народного искусства, которые проявились в переходе от условно орнаментальных форм к конкретным изображениям.
Мастера Ростова-Ярославского первоначально расписывали эмалевыми красками иконки, кресты, пластины для украшения церковных книг и сосудов - потиров. Эмальеры долгое время выполняли заказы церквей и монастырей. На эмалевых пластинах изображались фигуры святых, библейские сцены, архитектура монастырей. Эта тематика требовала соблюдения определенных канонов и аккуратности в исполнении рисунка, применении цвета. Во второй половине XVIII в. она составляла главное содержание работ ростовских эмальеров.
В XIX в. наблюдается переход к реалистическим изображениям, подсказанным станковой живописью. Большое место в творчестве мастеров занимает портрет, иногда написанный в одной тональности коричневого или черного цвета. Параллельно продолжается работа над мелкими иконками в недорогой медной оправе, исполнением которых кустари обеспечивали себе постоянный заработок.
Сохранившийся и в послеоктябрьский период промысел меняет ассортимент и тематику изделий. Мастера обращаются к разработке значков, брошей, коробочек, украшенных нежной цветочной росписью на белом, синем и черном фоне. В роспись вводятся ленты, надписи.
В 1930-е годы делают и более крупные вещи: шкатулки с гербами и эмблемами, пудреницы с портретами. Стремясь развивать свое мастерство, живописцы прибегают к копированию картин советских художников.
Подражание станковому искусству живописи отвлекло мастеров от декоративной цветочной росписи эмалевых изделий, возвращение к которой стало полноценно проявляться в работах 1960-х годов. Дальнейшее развитие искусства ростовской финифти пошло по пути активного восстановления цветочных и растительных композиций в декорировании брошей, пудрениц, маленьких зеркал, туалетных коробочек. Мастера продолжали совершенствовать и сюжетную живопись. Пейзажи Москвы и своего родного города, архитектурные памятники, а затем и композиции значительного тематического содержания все больше закрепляются в творчестве художников. Они пишут их на пластинах, вставленных в деревянную плакетку, на крышках коробочек, корпус которых выполнен в технике филиграни.
Совершенствование эмалевой живописи сказалось на активном использовании в композиции всех видов изделий скани (филиграни). Она стала полноправной и неотъемлемой частью ювелирных украшений. Элементы сканного орнамента дополняют в виде подвесок серьги и кулоны, скань образует выразительную оправу в брошах. Выполненные из цветного металла пластины с эмалевым покрытием и живописью на них, скань из медной проволоки, покрытая серебром, превращаются в руках мастеров промысла в высокохудожественные ювелирные предметы.
23.04.2024
Новые поступления медных изделий!22.02.2024
Уважаемые покупатели! С большим сожалением сообщаем Вам, что из-за увеличения стоимости сырья мы вынуждены будем поднять цены на украшения и изделия из меди.01.12.2023
Новое поступление украшений из натуральных камней!17.10.2023
Новые поступления украшений из агата!11.10.2023
Новые поступления изделий из аметиста!03.04.2023
Новые поступления медных изделий!04.10.2022
Новые поступления медных изделий! Новинки!25.04.2022
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН НА МЕДНЫЕ ИЗДЕЛИЯ25.08.2021
Новые поступления медных изделий!12.08.2021
Внимание! Технические работы на сайте!